На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Общество


Под флагом первой атомной


05.10.2018 18:39

История | Первая отечественная атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» отмечает 60-летний юбилей. К этой памятной дате выпущена медаль – «60 лет атомному подводному флоту»

Международная ассоциация общественных организаций ветеранов Военно-морского флота и подводников приняла решение наградить юбилейным знаком и воронежцев, вложивших немало сил в оборонное могущество государства. Исполнение этого решения было возложено на Заслуженного машиностроителя России, почётного ветерана производственного объединения «Севмаш» Валерия Беспалова.

Валерий КАЗАНОВ


Недавно он встретился с членами Воронежской региональной общественной организации «Колыбель Русского флота» в Центре истории Военно-морского флота, которым руководит капитан 2-го ранга в отставке Михаил Бобрешов.

Михаил Дмитриевич провёл для гостя обзорную экскурсию по залам музея, который существует во многом благодаря его энтузиазму. Он здесь и руководитель, и экскурсовод, и смотритель, и архивариус. В небольшой квартире на улице Лизюкова бережно хранятся фотографии, газетные вырезки, макеты кораблей и подводных лодок, личные вещи моряков, погибших на атомоходах «Комсомолец» и «Курск». Все экспонаты распределены в строго хронологическом порядке – от эпохи Петра I до наших дней. Михаилу Бобрешову удалось собрать обширный материал, отражающий различные этапы отечественной военно-морской истории. За восемнадцать лет тут побывали тысячи посетителей, в том числе американцы и канадцы - их автографы хранит гостевой журнал.

Завершая экскурсию, Михаил Дмитриевич не без гордости подчеркнул, что Воронеж является родиной регулярных военно-морских сил.

– Если вы приедете к нам в Архангельск, то вы услышите то же самое, – улыбнувшись, сказал Валерий Беспалов. – А вот то, что первая атомная подводная лодка построена в Северодвинске, – факт неоспоримый и дискуссии не подлежит.

Валерий Георгиевич – человек необыкновенной судьбы. Он – кавалер орденов «Знак Почёта», «За морские заслуги», лауреат Премии Правительства РФ. Большую часть жизни, а ему в этом году исполнится 80 лет, создавал атомные подводные лодки на уникальном северодвинском предприятии «Севмаш», где в общей сложности проработал 52 года. Заводскую проходную он перешагнул в 1962 году, сразу же после окончания факультета судовых силовых установок Горьковского политехнического института. Назначили его мастером в сборочно-стапельный цех №42. Пройдут годы, и Валерий Беспалов станет начальником этого прославленного цеха, откуда вышел самый первый отечественный атомоход К-3 (проект 627 «Кит»), получивший в 1962 году имя Ленинского комсомола. Строительство корабля шло непросто, в атмосфере строжайшей секретности. Стройку завершили за рекордные три года, флоту АПЛ сдали 17 декабря 1958 года. Мало того, что это была первая подлодка с атомным реактором, революционной для всего мира стала и форма носа – китообразная. По дальности плавания атомоход почти в сто раз превосходил своих дизельных собратьев, а глубина погружения достигала трёхсот метров.

Как подчеркнул почётный ветеран предприятия, в 42-м никогда не стремились к «массовости», а изготавливали самое новое, самое лучшее. Самые первые атомные лодки (проект 627) строились здесь, первая атомная подлодка с жидкометаллическим теплоносителем реактора также вышла отсюда. Высокоскоростная АПЛ «Золотая рыбка», установившая рекордную скорость под водой 44,7 узла (почти 83 километров в час), самые высокоавтоматизированные атомоходы 705-го проекта («Лира»), сверхпрочная АПЛ «Комсомолец», которая могла погружаться на километровую глубину, – всё это тоже создавалось на стапелях 42-го.

Отдельная гордость судостроителей «Севмаша» атомный гигант – подводный крейсер проекта 941 типа «Акула». Корабль попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире атомная подводная лодка. Кстати, кроме размеров и боевой мощи (20 межконтинентальных ракет, способных донести до любой точки мира по десять ядерных боеголовок индивидуального наведения), это ещё и самый комфортабельный подводный корабль. Весь экипаж – сто человек – размещён в каютах, рассчитанных на одного – четырех человек. Предусмотрены также спортзал, сауна и бассейн.

После «Ленинского комсомола» на заводе за девять лет было построено ещё 12 атомных лодок. Всего же в советский период было построено более 250 атомных подводных лодок различных классов.

Валерий Беспалов сообщил, что основное мероприятие, посвящённое 60-летию со дня сдачи Военно-морскому флоту первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол», пройдёт 17 декабря, но подготовка к празднованию этого исторического события уже вовсю идёт. Мероприятия проходят и на самом предприятии, так и в Санкт-Петербурге, Москве и в других городах.

А 25 сентября на «Севмаше» состоялось знаменательное событие. В торжественной обстановке в основание памятника строителям первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» на территории предприятия заложили капсулу времени с посланием потомкам-кораблестроителям. Вскроют её в 2058-м – в год столетнего юбилея атомного «первенца».

– В послании я, в частности, написал, что «не забыть тот день – 4 июля 1958 года, когда наш корабль впервые дал ход под атомной энергетической установкой, выходя на испытания в Белое море. Первое погружение, тревога и волнение… Сейчас на предприятии строится четвёртое поколение атомных подводных лодок. В багаже нашего завода – создание 132 атомоходов, в числе которых уникальные корабли-рекордсмены. Но всем им начало положил атомоход «Ленинский комсомол», – рассказал Валерий Беспалов.

У «Ленинского комсомола» сложная судьба, в которой было место и героическим достижениям, и трагическим событиям. В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу. В июле 1962-го, впервые в истории Военно-морского флота, корабль под командованием Л.М.Жильцова совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошёл точку Северного полюса. А 17 июля 1962 года – впервые в истории советского подводного флота – АПЛ всплыла около Северного полюса. Восьмого сентября 1967 года на К-3 при нахождении на боевом дежурстве возник пожар. Тогда погибли 39 подводников. Подлодка самостоятельно вернулась в базу.

Всего первая атомная выполнила пять автономных походов за боевую службу. 14 марта 1989 года была выведена из боевого состава. В настоящее время первенец находится в Снежногорске. Есть идея превратить легендарную атомную субмарину в лодку-музей. Но на сегодняшний день, как это у нас нередко бывает, на благое дело нет средств.

В завершение встречи Валерий Беспалов передал медали «60 лет атомному подводному флоту России» исполнительному директору Центра истории Военно-морского флота Михаилу Бобрешову. Этим знаком за особый вклад в развитие атомного подводного флота России будут награждены четверо воронежцев. Один из них – председатель Воронежской региональной общественной организации «Колыбель Русского флота», контр-адмирал в отставке Николай Ермаков. Он служил на атомных подлодках на Северном флоте в период «холодной войны». За его плечами – одиннадцать автономных плаваний, освоение прежде «нехоженых» маршрутов, разработка новых тактических приёмов, руководство крупными учениями.


Валерий Беспалов (второй слева) – в Центре истории ВМФ. Фото Валерия Казанова.




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Забытая война
Заигрывание с темой войны плодит не только внешние риски и угрозы. Насилие неизбежно проецируется вовнутрь.

Растёт запрос на справедливость
Россияне, по мнению социологов, всё чаще связывают статус великой державы не с внешней, а с внутренней политикой.

Республики ДНР и ЛНР будут признаны Россией
Это произойдёт, если Киев начнёт на них наступление и будет массовая гибель жителей.

Символы ноября
Пошло уже тринадцать лет с тех пор, как страна отметила День народного единства в первый раз.

Парус единства – справедливость
Ощущение россиянами единства с согражданами зависит от оценки того, насколько справедливо устроено общество.

Банальность зла
Неделя за неделей стали приносить плохие новости, своего рода «чёрных лебедей» – непредвиденные несчастья.

Конституционные вопросы
Стране не помешает дискуссия о путях её конституционных изменений, пусть даже в рамках виртуального «круглого стола».

Лукавая арифметика
Создаётся ощущение, что в России мысль чиновников работает только в одном направлении – как улучшить статистику.

Профицитные радости
Минувшая неделя принесла неожиданно радостные экономические новости. В Совфеде прошли слушания по проекту бюджета.

Под гнётом либерального креста
Демографическую трагедию 90-х в то время назвали «русский крест». Сегодня ясно, что такое определение оказалось неточным.

Иранский троянский конь
Военные специалисты и ряд политологов солидаризовались: ситуация чревата серьёзным военным конфликтом.

Тревожный звонок
Похоже, старая политическая игра заканчивается, и мы на пороге новой, возвращающей политике её изначальный смысл.

О чём рассказали выборы?
Электоральный тур – 2018 завершился, комментарии к его результатам от лица всех его участников прозвучали.

Майские указы. С интервалом в шесть лет
Что стало главной причиной неисполнения реалистически поставленных Президентом концептуальных положений указов?

Бухгалтерский расчёт
Российские власти не учли главного: модель пенсионной системы входила в своеобразный общественный договор.

Забытый август
Мы действительно являемся страной, у которой непредсказуемо не будущее, а прошлое?

Коварный референдум
Российская политическая жизнь постепенно накаляет атмосферу в преддверии выборов в регионах.

Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Популярное за сегодня

В Воронежской области субботним днём сгорел трактор в новохопёрском селе Троицкое 58
Сообщение о пожаре поступило в оперативную дежурную службу Центра управления в кризисных ситуациях в 15.48.

В Воронежской области за минувшие сутки зарегистрировано 138 ДТП 14
В том числе 92 – в Воронеже, 34 – в районах, 12 – на федеральных автотрассах. В 14 ДТП пострадали люди. Погибли два человека, смертельные ДТП произошли в калачеевском с.Заброды. Травмированы 17 человек.

В Воронеже митрополит Сергий совершил Великое освящение новопостроенного храма 9
Приход храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла был образован в 2002 году. Храм строился на пожертвования прихожан. Богослужения долгое время совершались во временном молитвенном доме.


Реклама

Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.